Учитель успевает все: преподавать, писать детские рассказы и ходить по подиуму в клетчатых брюках
Евгений Славутский, участник Подиума зрелой красоты в Москве’17
Евгений, расскажите немного о себе.
Я родился в Москве, на Сретенке. У меня врачебная семья. Мой прадед до революции здесь врачевал, его сын тоже был врачом, и сестра у меня врач. Но я не пошёл по стопам родных, стал преподавателем. Я преподаю литературу в частном лицее. От пятых до одиннадцатых классов. Веду клуб «Фантазёры» в детском саду. Еще я пишу рассказы для детей и познавательные материалы для них. Долгое время работал в журналах «Семья и школа», «Костёр», «Путеводная звезда» и других, так что я ещё и журналист. А сейчас готовлю книжку для детей. Некоторое время я был участником передачи «Живое слово» на канале Культура.
Вы преподаёте для разных возрастов. С кем больше нравится работать? С подростками? Выпускниками?
Год на год не приходится. Важно, чтобы в классе сложилась творческая атмосфера. От возраста это не зависит, но мне кажется, что к творчеству более склонны дети от пятого до седьмого класса, когда они этого творчества ещё не стесняются.
Что пишут больше – стихи или прозу?
Всё пишут. У нас есть эксклюзивные жанры. Например, «Диалог философа с учеником», пишем плачи, помните «Плач Ярославны»? «Жизнь человека в вопросах и восклицаниях» в духе А.П. Чехова. Когда изучаем какие-то произведения, я всегда думаю – можно ли написать на эту тему что-то с учениками. Из самих произведений и берутся жанры и темы для творчества.
Любопытно, а любовную лирику больше пишут девочки или мальчики?
И девочки, и мальчики. И в средних классах, и в старших классах. Только в старших классах менее охотно делятся с другими. Один мальчик писал в стиле – «Какой я урод, меня никто не любит» в классе шестом, а в одиннадцатом классе он стал ловеласом, сейчас в третий раз женат, у него несколько детей. Думаю, сейчас он написал бы что-нибудь в стиле «Господи, почему я всем женщинам нравлюсь?»
Ваша профессиональная деятельность связана с хобби?
Моё хобби – пение. Я пою городской фольклор и романсы. Недавно с аккомпаниатором записали диск, который называется «Песни с патефона». Я пою репертуар Козина, Петра Лещенко и других, а также редко исполняемые романсы и городские песни. Мы выступали с концертами в маленьких залах, у нас своя публика. Записи этих песен можно посмотреть на фейсбуке. Литературное творчество – это тоже хобби, потому что дохода оно не приносит.
Расскажите, как вы решились на участие в Подиуме?
Я модник и шмоточник. Люблю одеваться на грани элегантности и эпатажа. Мне нравится быть заметным, со вкусом одетым. Кроме того, мне сказали, что я хорошо смотрюсь. Я не стесняюсь показываться людям, даже нахожу в этом удовольствие. Я и перед детьми часто выступаю, и со сцены, так что для меня участие в Подиуме не было преодолением робости. Я ходил на занятия, которые проводили его организаторы.
Как проходила подготовка к мероприятию?
Нас учили ходить, смотреть друг на друга на подиуме. Я волновался, но быстро вошёл во вкус, нормально прошел, не упал. Потом даже приобрёл из этого «лука» брюки.
Значит, вам понравился бренд? Ещё что-то покупаете?
Этот бренд [«ТД «Холдинг-Центр» - сеть универмагов с европейскими брендами одежды] для меня дороговат.
Поддерживаете ли вы отношения с другими участниками Подиума?
Да, я подружился и продолжаю общаться с Людмилой Гусевой. Она профессиональная модель. Ещё с Еленой Булыкиной. Елена - руководитель театра моды, танца и песни. Она учила нас ходить по подиуму. Мы с ней сейчас разучиваем один романс, чтобы спеть его на концерте. Ещё она помогает приютам для бездомных, я отдаю туда свои вещи. У меня невиданное для простого советского человека количество рубашек, свитеров, пиджаков, шапок и шляп. Говорю же – я шмоточник.
А как вы к волонтёрству относитесь?
Очень хорошо. Думаю, это подвижническая деятельность. Когда я болел ковидом и лежал в больнице, там тоже были волонтеры. Они очень помогали. Уважаю и преклоняюсь. У них на одежде были смешные надписи. Кажется – «Приказано выжить».
Вам было бы интересно организовать встречу участников Подиума?
Да, было бы очень приятно всех повидать. Я люблю общество. Выйти в свет было бы замечательно.
А в каком формате? Онлайн, офлайн, общий чат?
Сейчас, наверное, общий чат. Когда пандемия уйдёт, можно и вживую.
Участие в Подиуме изменило вашу жизнь?
Крутых перемен нет. Я уже почти тридцать лет как работал педагогом, так и работаю. Но обо мне вышла заметка в районной газете. Писали, что учитель успевает все: преподавать, писать детские рассказы и ходить по подиуму в клетчатых брюках. Было приятно увидеть заметку с собственным лицом. Правда, люди меня не стали узнавать на улице, но это, наверное, к лучшему.
Что вы делали на канале «Культура»?
- Я был участником передачи «Живое слово». Мы обсуждали проблемы русского языка, литературы. Как дикторы, актеры говорили раньше, и как сейчас, где ставить ударение, ну, и так далее.
Скажите, как найти свою любовь?
Универсального совета у меня нет. Думаю, надо искать своего человека, близкого по духу, ментально. Человека, который относится к тебе с заботой и вниманием. Я женился две недели назад, а познакомился с будущей супругой на фейсбуке. Она - молодая детская писательница Евгения Малинкина. У неё уже девятнадцать изданных книг. Я написал ей, что с удовольствием читаю её книги детям, попросил телефон. Стали разговаривать о книжках, о детях, потом возникла симпатия, потом любовь. Мне очень понравилось, что её зовут так же, как и меня. Я приехал в Петербург. Так и до женитьбы дело дошло.
Сам я никак не допишу свою книжку, уроки отнимают очень много энергии. Но в издательстве ждут. А насчёт любви… У моего друга был крайне негативный опыт знакомства в интернете. Где в наше время можно познакомиться? В метро? На работе? На работе неловко, в транспорте – пошло, косо могут посмотреть. Это моветон, по крайней мере, в российской традиции. Иногда родители знакомят детей, но это тоже узкий круг. Наверное, все-таки лучше знакомиться в интернете.
В интернете сейчас популярна служба знакомств по мемам – смешным картинкам. Находят людей, которым нравятся одинаковые шутки.
Отличная идея! Некоторым нравятся такие шутки, что я знакомиться бы не стал.
Вы человек счастливый, любите свою работу. Скажите, как людям молодым и не очень найти себя?
У меня семья читающая, поэтому я рано почувствовал вкус к слову. Но кроме этого захотел преподавать литературу от противного – у нас был неинтересный педагог. «Литература такая замечательная вещь, и так скучно преподаётся», - думал я. И решил, что могу сделать лучше. С этой идеалистической мыслью я и пошёл в учителя. Оказалось, что всё не так просто, много побочных проблем. Как сохранить себя и получать удовольствие от работы? Найти золотую середину между удовлетворённостью зарплатой и удовольствием от профессиональной сферы. Тот, кто на этой границе остановится, тот удачлив. Тот, кто пожертвует своими интересами ради большой зарплаты, должен готовиться к тому, что он будет мрачным челом с деньжатами в кармане. Но и другая крайность тоже плоха. Если ты смотритель музея, получаешь кайф от произведений искусства, но не получаешь денег – тоже плохо. У меня тоже не всё так гладко, и выгорание бывает. Работа требует много моральных сил. Да и дети все разные. Но я ко всем отношусь с уважением и любовью.
Как вы справляетесь с выгоранием?
Когда я выгораю, я сразу заболеваю ОРЗ. И, пока я сижу дома, в душе образуется новое место для принятия детей.
Как найти подход к детям?
Я лишён пафоса, не стараюсь казаться умнее, чем я есть. Я не прячу своих эмоций, не показываю свою важность. Статус сурового, всезнающего педагога – не для меня. Я веду себя как обычный человек, но благожелательный и вежливый. Дети в основном отвечают тем же. В каждом из учеников я изначально стараюсь найти их сильные стороны, что-то хорошее. То же самое в их работах и ответах. Я говорю им про то, что сделано хорошо, а не то, что плохо. А потом это хорошее культивирую. Еще я люблю шутить на слэнге, изучаю его. Например, кринж. Это испанский стыд, то есть стыд за то, что делает кто-то другой. За то, что другой облажался.
Это высшая степень эмпатии…
Да, наверное. Я не разговариваю этими словами, но я ими шучу. Например, «изи катка». Это игровой жаргон, значит – лёгкая победа. Или «капец как…».
«Капец, как смешно». Это с моей стороны пародия, они смотрят на меня и начинают говорить более литературно.
Дети вам сами рассказывают?
Иногда я просто слушаю, а иногда говорю, что давно не слышал новых слов. Они мне рассказывают.
Учитель немного антрополог, попадает в незнакомое общество, изучает повадки, язык…
Возможно.
Расскажите про книги, которые на вас сильно повлияли.
Для себя я сейчас читаю мало. Регулярно читаю детям книгу Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Несмотря на то, что книга страшноватая, она о том, что надо терпимо относиться к членам семьи, друг к другу. Один ученик написал самый короткий и самый смешной отзыв. «Это очень смешная книга о том, как бабушка издевается над своим больным внуком, советую прочитать всем». Вторая книга – Дорис Лессинг, лауреата Нобелевской премии – «Бен среди людей». Это про юношу с генами питекантропов, он похож на обезьяну. Его внешность и повадки странные. Книга о том, как ему живётся в обществе. Пронзительная история о том, как трудно быть другим, как общество не может принять человека, который хоть немного другой. Третья книга…один мальчик у меня научился чтению, когда прочитал «Белое на чёрном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Это русскоязычный писатель. Когда в страну привезли испанских детей, он попал в детдом. Он инвалид, у него не действовали руки и ноги. Книгу он написал, зажав карандаш губами и отстукивая по клавиатуре. Книга маленькая, но то, что он хотел, он сказал. Книга получила Букеровскую премию. Произведение о том, как преодолевать тяжелейшие жизненные обстоятельства.
А вашу книгу где можно найти?
Пока ещё нигде. А рассказы в основном печатались в журнале «Путеводная звезда». Последний рассказ вышел в январском номере, называется «Исцеление любовью». Он о том, как мальчик дерзил всем, грубил, и его отвели к психотерапевту. Тот дал ему совет – влюбиться. Рассказ о том, что из этого вышло.