Интервью с дизайнером Ларисой Глушенковой-Донской
Лариса Глушенкова-Донская и ее путь в мире моды
В каком возрасте к Вам пришло увлечение модой?
Раньше я работала директором завода, начальником отдела продаж. Стандартная история продвижения по карьерной лестнице. В какой-то момент я уволилась, а у моего дома открылся торговый центр. Я поняла, что это тот знак, к которому надо бежать. Я взяла все деньги, которые были дома - спасибо моему мужу – и отнесла их в качестве задатка. Сначала открыла магазин одежды петербургских дизайнеров. Потом стезя вывела меня в дизайнеры.
У Вас не было первоначально образования дизайнера?
Нет, это впоследствии. Могу открыть секрет. Вначале я попробовала что-то изготавливать, понятно, что не своими руками, хотя я всегда умела шить, но поняла, что не хватает чего-то, на что можно опереться. Надо было найти платформу, так я получила образование четыре года назад.
Где Вы учились на дизайнера?
Училась во FRESH FASHION Intensive Designe School. Курс длился целый год, если кто-то рискнет пойти, - спать некогда вообще. Все бегом, одновременно надо было успевать еще по работе. Абсолютно полное погружение. И до сих пор у меня заказывают вещи с моей первой дипломной коллекции. И ппервая курсовая коллекция была удачная, и ничто – ни один шаг, ни один недоспанный час не пропали даром. Все пошло в копилку.
Кто была самая стильная женщина в вашей семье?
Я. Дочка так доверяла моему вкусу, что лет до 14 мы в магазины не ходили. Я просто приносила ей вещи и утром она в этом уже шла в школу. Говорю – Ну, как тебе? Хорошо? – Ты же видишь, я надела. Сейчас она нашла свой стиль, он очень отличается от моего мира, но думаю все равно то, что я ей прививала – это сказывается. Сейчас мы не часто общаемся лично, она живет в другом городе, но мы любим ходить по магазинам вместе, покупать и для меня, и для нее. Кстати, в магазинах я покупаю без примерки. Всегда стопроцентное попадание.
С какими тканями и материалами Вы больше всего любите работать?
Больше всего мне нравятся натуральные ткани, из них я выделю шерсть и шелк. Они пластичны. Даже, если это спортивная модель, они дают принадлежность к классу люкс - спорт-шик и спорт-люкс.
Ваши коллекции про что они? Что выражает Ваша одежда?
Каждая коллекция имеет свою историю. Например, коллекция «Клер», - в какой-то момент я познакомилась с творчеством Клер Баслер, французской художницей. Она свои воздушные картины рисует прямо на стенах, живя в замке под Парижем. Эта фресковая живопись, которой она научилась, проходя этапы становления во французской академии художеств, вдохновила меня на мою коллекцию. Я когда увидела это – просто открылось новое пространство. Небо разверзлось, и я поняла, что жить без этого больше не могу. Это был тот стержень, на который все нанизалось. Цветы, которые я рисую, выражают и характер, и мировоззрение, отношение, с ними можно разговаривать. Потом они не плоские, сложные. Они похожи иногда на каких-то насекомых, на бабочек, имеют иногда какую-то контурную воздушность, которую я и перенесла на свои изделия, и поэтому они иногда как-будто не дорисованы. Цветы полетели – лепесток перелетел на шубу, на платье осталось пол цветка, что-то такое, что уже вообще не похоже на цветок. И это уже не ее цветы, а мои. Это уже территория моей геометрии, моего замка, моего контура, который я использую. Как у Шекспира Офелия говорит: «Вот вам анютины глазки, они для памятливости» и в 94-м сонете у него:
“Лелеет лето лучший свой цветок,
Хоть сам он по себе цветет и вянет.
Но если в нем приют нашел порок,
Любой сорняк его достойней станет”.
Цветы земные предназначены для любования, но они такие скоротечные, что их жизнь похожа на жизнь человека: они живут, они прекрасны, потом период увядания, а умирают для того, чтобы возродится на следующее лето. Все циклично. И эта история цветов, их жизни, которая приходит на землю, чтобы нас порадовать – эта концепция мне очень близка. Она близка и видна и у Клер. Я думаю, что видно, что моя одежда современная, она во всех тенденциях, но хочется сказать больше. Эта художественность - она придает ей смысл.
Без каких вещей вы не мыслите Ваш личный гардероб?
Я все вещи люблю в своем гардеробе, но есть основа: платья, жакеты из ткани Шанель, шелковые комплекты, они необычные…
Что каждая женщина в любом возрасте должна иметь в своем гардеробе?
У моды нет возраста, возраст есть только у паспорта. Сейчас мода многообразна, нет одной тенденции, которой все придерживаются, их несколько. Поэтому выбрать то, что всем должно быть нужно, невозможно. У каждой женщины свой стиль. Главная тенденция сейчас – самовыражение. Миф о базовом гардеробе – я его не разделяю.
А кто Ваша икона стиля?
Из мира моды мне очень импонирует Виктория Бэкхем, потому, что это такой тип женщины, которая успевает быть и женщиной, и матерью, и дизайнером. У нее удачные коллекции, и в интернете она себя очень хорошо преподносит.
Быстрая мода, или этичная и экологичная. Как вы относитесь к этим понятиям?
Видно уже из концепции моей жизни, из моего подхода к тканям, к одежде, что я не за быструю моду, и весь мир не за быструю моду. Лучше купить одну вещь и носить ее много лет. Для этого она должна быть дизайнерской, потому, что дизайнерские вещи живы и актуальны в течение многих сезонов. У меня некоторые клиенты через десять лет достают забытые платья и говорят: “Вот сейчас опять актуально”. То есть их можно, когда они надоели, отвесить в конец гардероба, а потом через какое-то время доставать. Мы не будем так много выпускать, не будем так много складировать и выбрасывать. Здесь я согласна с мировой тенденцией. Шерсть и шелк хорошо разлагаются. У меня из синтетики только одна вещь в моей коллекции, это пальто из неопрена. По поводу экологичности – я полностью отказалась от пластиковых пакетов, уже много лет не покупаю, и запрещаю своим сотрудникам покупать.
Может ли мода быть социально ответственной?
Когда мы ушли на карантин, я дала швеям задание, они шили дома, мы встречались очень редко, чтобы что-то скорректировать, получить оплату. Я в ответе за своих людей, и вообще – как сказала Ирина Хакамада – сейчас в турбулентное время - директор не тот, кто умеет хорошо поощрять и наказывать, а тот, кто лидер. Это лидерство надо подтверждать каждый день, ты знаешь работу каждого, знаешь как надо. Уважение в коллективе достигается ежедневным трудом. Я учусь постоянно: и как продвигать бренд в социальных сетях, и как быть психологом - в коллективе лидеру надо быть иногда еще и психологом, вникать в нужды каждого сотрудника и помогать ему преодолевать трудности. Раньше, когда я это делала, мне казалось, что я делаю не правильно и что обязательно должна быть дистанция между сотрудником и директором, сейчас оказалось, что я все правильно делаю.
Что ждет современную российскую моду в ближайшее время?
Есть ли какие-то прогнозы в связи с пандемией? Я вижу, что спрос на индивидуальную одежду, и на индивидуальный пошив, и просто на дизайнерскую одежду, растет. И в этом я вижу будущее. Опять же тут экотема тоже подспудно влияет, потому, что каждый делает свой выбор каждый день. Я думаю, что основное направление по тенденции авторской моды - увеличение легкой промышленности из-за пандемии, потому что меньше привоза импортных товаров. Это временное явление, все войдет в русло, но все равно спрос на такую одежду останется. Очень хочется, чтобы у нас открыли нормальное производство тканей, потому, что до сих пор они все привозные. На такую большую страну нет ни одного нормального производства. Я ткани привожу из Парижа, или покупаю здесь на складах, в магазинах импортные.
Можете дать совет на предстоящий сезон?
Уже давно нет никакой революции в моде, и нет революционной смены сезонов, направлений. Они плавно перетекают. Но есть всегда какие-то маленькие фишки, которые отличают модного человека.
В этом сезоне это монолук, когда все из одной ткани, либо одного цвета. Такой монохром очень стильный, его очень трудно подобрать. Чаще всего те направления, которые отличают модного перфекциониста, они всегда очень трудно выполнимые. Например, в советское время трудно было купить туфли и сумочку одного цвета, в идеале одной марки. Это считалось очень модно, а сейчас считается моветоном, но новая мода всегда отрицает предыдущую. Это не дешево, можно сделать только на спецзаказ, мало кто этим занимается.
Вторая тенденция – трикотаж. Трикотажные платья, пальто, джемперы.
Из самого простого – это черно-белая клетка, либо клетка «Принц Уэльский», либо гусиная лапка. Если кто приобретет брюки, они будут очень хорошо смотреться.
Хочу обратить внимание на черный цвет. Он не всегда бывает скучным, его можно хорошо подать. Черный цвет сейчас набирает обороты, но почему-то многие его боятся. Он долго был базовым, была усталость от него.
Ну, и последнее – брючный костюм и костюм с юбкой подтверждают монолук. Сейчас везде костюмы, даже комплекты.
Стеганое пальто. Часто это называют пуховиками, но правильно говорить – стеганое пальто. Они бывают из разной ткани, не только пуховой. У меня их будет несколько, они сейчас в стадии разработки, некоторые уже в изготовлении и с такими индивидуальными принтами, которые у нас рождаются. Если в коллекции есть какой-то рисунок, мы уже с заказчицей дорабатываем. Она вносит пожелания. Берем за базу коллекционную вещь, берем цвет, какой хочется заказчику, принт чуть-чуть изменяем, и получается некое соавторство. И эта вещь человеку дорога потому, что в ней есть его интеллектуальная составляющая. И конечно, она его самовыражает. Дизайнерская вещь — это и есть самовыражение не только дизайнера, но и человека, который ее купил.
Как не боятся экспериментировать в моде, менять стиль?
Если девушка в возрасте динамична, воспринимает легко новые направления, то нет никаких ограничений. Возрастной моды не существует. Может быть, я сделала бы ремарку по поводу коротких шорт, каких-то подростковых, молодежный вещей, то остальное могут позволить себе практически все. Сейчас демократия в моде. В том многообразии направлений, которые сейчас нам предоставлены, однозначно можно выбрать что-то и для себя. Это же самое может надеть человек и в 30 лет, и девушка в возрасте. Просто надо этим заниматься, изучать, и тогда будет легче.
С коллекциями одежды от Fashion Laboratory можно познакомиться по ссылкам:
Сайт: Fashion Laboratory
Инстаграм: larisa_glushenkova_donskaya