Интервью со стилистом и дизайнером Анной Геллер

Я всегда стремилась к тому, чтобы моя одежда была изнутри как бриллиант в руках геммолога с лупой. Еще красивее, чем снаружи. Чтобы человек, выбирающий вещи из моих коллекций, чувствовал, что он уникален

Кто была самая стильная женщина в вашей семьей?

Вообще в культуре и национальности моей семьи заложено наряжаться. В нашей семье (как и в иудаизме в целом) существует культ матери и культ красоты женщины) - аккуратность, чистоплотность, изысканность даже в простых и недорогих вещах присутствовала всегда в женщинах нашей семьи. Так как считается, что счастливый ребенок – тот, у которого счастливая мать, то мама должна быть отдохнувшая, сытая, опрятная, только после этого она кормит детей, а не бежит на первый возглас ребенка, отодвигая свои потребности. Это как в самолете - сначала маску надеть на себя, потом на ребенка. Это знание передается от поколения к поколению в нашей семье.

Вот нет примера других женщин в семье. Все бабушки и мама очень мудрые и заложили в нас важные ценности. Я хорошо помню костюмы всех оттенков радуги у бабушки по папиной линии. Я бы сейчас сравнила это с гардеробом Елизаветы II. Какого это одеваться со вкусом вопреки отсутствию возможностей. Она много шила на заказ, копила, искала ткани, не пряталась за мыслью, что нет возможности купить готовое. Носила невероятные шарфики, перчатки и брошки. Для меня это снова пример, как важно нести себя не смотря на обстоятельства и быть главной героиней своей жизни. Однажды другая бабушка подарила мне свои туфельки 35-го размера на мой 38. Она встречала в них серебряную свадьбу. Туфельки золушки, на деревянных, обтянутых замшей каблуках, которые были сшиты на заказ. Так вот они прожили с дедушкой 70 лет вместе. Конечно она для меня СИЛЬНАЯ, мудрая женщина. И мама туда же. С детства меня «обшивала», чтоб я могла каждый день ходить в садик в новом платье. Научила придумывать семь образов на неделю и менять их каждый день. Наверное отсюда я осознала, что наш гардероб - самый простой и доступный ресурс хорошего настроения. Не нужно много. Нужно уметь сочетать по-разному.

Вас когда-нибудь критиковали за ваш собственный стиль или ваши коллекции?

Как в целом вы относитесь к критике? Когда меня критикуют, я воспринимаю это как возможность для роста, я всегда “за” критику. При этом достаточно серьезные люди из индустрии моды никогда не критиковали мои коллекции – думаю, это потому, что я изначально всегда очень педантично подходила к их созданию с точки зрения качества.

Всегда важно помнить, что “на вкус и цвет товарищей нет”. Это нормально, что кому-то могут не нравиться коллекции какого-то дизайнера, картины какого-то художника. Мы разные. И наши предпочтения не налагают ограничения на творцов. Искусство очень разное.

Дайте Ваше определение стиля

Стиль – это отражение нашего интеллекта. Мы понимаем важность красивой речи, хороших манер, уместности своего поведения в той или иной ситуации. Так и одежда - часть этикета. Задумайтесь, нет ничего более продолжительного в жизни, чем наше пребывание в одежде. Мы даже часто спим в одежде. Одежда говорит за нас до того, как мы произнесли хотя бы слово. Одежда помогает убеждать, вызывать доверие. Вы же смотрите фильмы. Целые группы профессиональных имиджмейкеров и стилистов работают над внешним образом актеров, чтоб нам был понятнее характер, намерения и тд. Например в дни усталости и желания побыть одной, я намеренно одеваюсь так, чтоб быть незаметной, даже отталкивающей - чтоб никому не захотелось подойти спросить время )) Мой стиль - это мое настроение. Моя профессия - язык визуальных средств выразительности, рассказывающий обо мне сейчас. Я разная. Я знаю какие стили передают какую эмоцию. Например преппи стиль - помогает показать заказчику мою исполнительность. Когда важно демонстрировать свой креатив, тут я смешиваю несколько направлений. Если хочется быть сексуальной, то могу гранж смешать с викторианским. В общем для меня одежда и настроение - это как таблица Пифагора. Я знаю, какие стили на пересечении каких задач. И я пользуюсь этими инструментами.

Стилист Анна Геллер
Стилист Анна Геллер _1
Стилист Анна Геллер_2
Стилист Анна Геллер_3
Стилист Анна Геллер в платье из своей коллекции
Стилист Анна Геллер в платье из своей коллекции_1
Стилист Анна Геллер в платье из своей коллекции_3

Без каких вещей Вы не мыслите Ваш личный гардероб?

Без аксессуаров. Поясню позже, почему. С первого занятия на своем курсе я говорю студентам, что чувству стиля необходимо научиться каждому из нас, возможно раньше чем варить себе кашу. Ведь это поможет нам экономить время каждое утро у шкафа, проведенные часы в магазинах, деньги на не нужных похожих покупках. Но главное - вы будете видеть в вещах ПОТЕНЦИАЛ, а значит сможете носить каждую рубашку разнообразнее, в 5-7 стилях. Например, когда вы знаете, что ваша машина умеет не только ехать прямо, но поворачивает, сдает задом, еще там удобный багажник и понимаете на сколько хватает бензина, то вы используете автомобиль полноценно и разнообразно. Так и с одеждой. Рубашка может быть не скучной, когда знаешь, что лучше купить такую, в которой воротник напоминает стиль кантри, рукава - романтизм, фактура - из английской классики. Ву-а-ля. Вот вам уже три направления, как не банально носить привычную вещь: И в офис подойдет, и на вечеринку и в театр.

Вывод какой - видим какие эпохи передают детали вещей и тогда понимаем с чем их носить и в каких стилях. Далее у нас вырабатываются личные предпочтения. Которые, кстати, не навсегда. Все меняется с годами.

Лично я сейчас обожаю многослойность в украшениях. Это когда несколько колец на одном пальце, несколько цепей, несколько сережек. Вот не могу без аксессуаров. Я помню экспериментировала. Носила неделю одно и тоже платье, но каждый день создавала образ в новом стиле, благодаря аксессуарам.

Какими фишками и трендами запомнится это модное десятилетие?

Главное в последнем десятилетии – это стирание границ. В 2017-18-х годах к нам пришло стирание ГЕНДЕРНОСТИ вещей. У молодых людей сегодня нет разделения на мужские и женские вещи, они могут купить себе одежду в обоих отделах. Толстовки, худи, ветровки, трико, кроссовки, рюкзаки, кепки. Девушек плюс сайз иду шопить тоже часто в мужские отделы. Именно там проймы рубашек свободнее и комфортнее. Эта тенденция будет продолжаться. Я знаю, что в Америке в некоторых магазинах уже отказались от раздела торговой площади на мужской и женский сектор.

Также есть глобальные тренды - политические, экономические, культурные, экологические и другие. Например ПАНДЕМИЯ принесла нам бум на балаклавы и тренд на перчатки ярких цветов. Сначала был спрос только на пижамы и удобный трикотаж, но после первой - второй волн паника спала и к 2021 мы как сжатая пружина выстрелили и начали безудержно наряжаться. Итак вспомните предновогодние коллекции - стразы и блеск в одежде, в сумочках, в обуви. Посмотрите на коллекции 2022 - кислотные цвета, каблуки - всё очень ярко и пестро как в 2000х. Мы компенсируем два потерянных года таким образом.

Следующий макро тренд - это ЭКОЛОГИЯ. Подростки Китая заХЕЙТИЛИ марку H&M, которая использует детский труд, не экологичные способы производства и бойкотировали магазины. То есть покупатели повлияли на политику производства. Новые способы окрашивания тканей, использование технологий переработки материалов - вот куда двигается мода. Важно, что мода стала доступной для масс. Не только люкс имеет теперь доступ к технологиям.

Например, лет 5 назад можно было купить, жакет, меняющий цвет в зависимости от попадания на него ультрафиолетовых лучей только в люксовых марках, а теперь есть даже демократичные по ценам футболки с принтами, которые меняют свой цвет.

Может ли мода быть социально ответственной?

Хотелось бы, ведь это отрасль, которая приносит самый большой экологический ущерб планете. Но нельзя закрывать глаза на то, что это огромный бизнес. Например налоговые поступления от торговли одеждой и аксессуарами составляют первую строчку пополнения бюджета. А не нефтяной бизнес. Очень надеюсь, что машина перепотребления замедлится. Я за то, чтобы одежда стала дороже, но технологичнее и долговечнее. Мой дедушка удивляется, почему носки теперь быстро протираются, когда раньше он носил их годами. Мир правда слишком упростил требования к качеству и мы приняли правила игры - покупай чаще. Честно говоря сейчас сложно представить, что вещь можно перешивать, передавать по наследству. Даже люкс не отвечает качеству и не переживет 20 стирок. Отвечая на вопрос, важно осознать, что движение к меньшему потреблению возможно только с двух сторон: - производитель повысит качество, а мы научимся носить дольше с помощью знаний о стиле, видя в вещах потенциал и разнообразие о котором говорила ранее.

Кстати, апсайклинг (переделка) – это тоже один из современных трендов. Многие даже люксовые марки стали собирать джинсу, чтобы переделать ее во что-то новое. Пандемия в этом смысле помогла даже дорогим брендам. Снизились количества производства сумок Chanel, коллекции, которые зависли за годы пандемии, распарываются и перешиваются.

Мир моды устроен так, что каждые три-четыре месяца выпускается новая капсула, и то, что мы покупали в предыдущем сезоне становится не таким модным, - так бренды побуждают нас постоянно хотеть что-то новое. Это так называемый ФАСТ ФЕШН, который был визитной карточкой Зары.

Благодаря пандемии “люкс” вернулся к своим истокам, когда главная ценность вещи заложена в ее качестве и вневременности. Пусть она дико дорогая, но уникальная и это вложение средств в изделие, которое будет передаваться по наследству от мамы к дочке как бриллиант или предмет искусства. Например сумки Chanel стали выпускать меньшим количеством, сильно дороже и их можно купить только 1 шт в год.

Социальная ответственность марок - не допускать перепроизводства. Если человек может позволить себе очень дорогую вещь, то пусть он не гонится за сезонной модой, обновляя их раз в три месяца, а кайфует и ценит эти уникальные вещи, при этом сохраняя экологию.

Если бы Вы могли встретиться с любой легендарной личностью, кто бы это был?

Я бы хотела увидеться со своей бабушкой, которая ушла 4 года назад и дедушкой, которого вообще не помню (мне было 2 года, когда его не стало) и другими прародителями из нашего рода, которых я не знала или не помню и память о которых сохранилась только в фотографиях. Я бы поговорила со своим пра-пра-пра-прадедом, который был портным еще при Петре I. Мне кажется, самое ценное для человека – это его корни. Раскопать и узнать историю своих предков помогает выстроить себя и дает ощущение невероятной поддержки в любых идеях и начинаниях. Никакие кумиры, никакие чужие люди не дадут такую поддержку.

Как вы любите проводить свободное время?

По-разному. Люблю путешествия в новые места - как на близких расстояниях, короткие вокруг Питера, так и долгие в разных странах. Люблю балет и могу неоднократно ходить на один и тот же спектакль. В первое посещение мое внимание приковывает оркестровая яма и я пропускаю практически все действие, а при повторном посещении я уже смотрю на сцену. Еще я дико люблю рестораны. Если бы не была дизайнером, то возможно связала жизнь с этой сферой. Друзья всегда идут за последними новостям - куда пойти, где вкуснее, что нового открылось и тд. И конечно же встречи с близкими и друзьями в путешествиях, в ресторанах, театрах или дома за настольной игрой.